Mr. Hudman 2 - ноября - 2010

Цветовое решение картины во многом зависит от освещённости изображаемого. Давайте посмотрим, в чём это проявляется.

Мы можем нарисовать только то, что видим – неважно в реальности или в воображении, ведь игра воображения строится на когда-то увиденных в реальности образах :) А видеть мы можем только то, что отражает свет, будь то собственный или отражённый. Звёзды светят на траву, трава отражает свет – мы видим и то, и другое.

“Свет раскрывает и делает зримым беспредельный, полный жизни, красочный мир. Благодаря свету мы воспринимаем светлое и тёмное, цветное и бесцветное, рельефное и плоское, далёкое и близкое”, – пишет П.П. Ревякин в книге, посвящённой акварельной живописи.

Солнце, огонь, раскалённые материалы – это первоисточники света. Их собственный свет, отражаясь от предметов вокруг, делает те видимыми. Предметы же, в свою очередь, распространяют вокруг отражённый свет. А вместе они образуют световую среду.

“Интенсивностью и спектральным составом света источников определяется освещенность — важнейшее обстоятельство, определяющее живописную характеристику изображения, первые и основные черты колорита: его общую окраску и светлоту”.

Сами источники света слишком ярки, чтобы передать их на картине. Наше солнце, например, в 50 тысяч раз ярче листа освещённой им белой бумаги. Цвет солнечного света – белый, он состоит из множества цветных лучей – красных, оранжевых, желтых, зеленых, голубых, синих и фиолетовых лучей. В нём немного преобладают  жёлтые лучи, поэтому оно придаёт всему окружающему лёгкий золотистый оттенок. Чтобы изобразить солнечный день, нам понадобится максимально широкая палитра.

Спектр других источников освещения гораздо беднее и тусклее – соответственно, и палитра для изображения предметов будет уже.

Обычные лампы накаливания или горящий камин дают желто-оранжевый тёплый цвет – голубые и синие цвета меркнут, серые выглядят темнее, а жёлтые и красные, наоборот, ярче. Общий колорит картины должен быть оранжево-жёлтым с большим количеством тёмных предметов и тёмных теней -тёмно-коричневых или чёрных.

Лунный свет холоден, он характеризуется интенсивностью голубых и зелёных лучей – соответственно, лучше всего при нём видны белые и светлые голубые и зелёные предметы. Красные же – смотрятся тёмно-серыми или даже чёрными.

Пасмурное освещение придаст всему окружающему голубовато-серебристую окраску, сумеречное – синеватую и т.д.

Именно источник прямого света определяет общий колорит картины, это сильнее всего заметно на освещённых поверхностях предметов, на бликах. Соответственно, чтобы создать гармоничный рисунок, нужно это учитывать и выполнять блики разных по цвету предметов единообразно по цвету:).

Второстепенные  источники прямого и отражённого света придают картине разнообразие, сообщают полутонам, теням и рефлексам изображения местный колорит  – они окрашиваются разноцветными лучами света от окружающей среды: небо придаёт теням голубоватый оттенок, трава окрашивает рефлексы в зелёный, песок – в оранжевый.

Таким образом, освещение определяет цветовое решение картины, усиливает одни краски и гасит другие. Не нужно передавать в картине ВСЕ нюансы освещения, да это, наверно, и невозможно. Нужно выделить наиболее важные, отбросить случайные и… творить, творить, творить.

Литература

Ревякин П.П. Техника акварельной живописи

Прокомментировать