Mr. Hudman 22 - ноября - 2010

Композиция, или компоновка, – это правильный выбор размера и размещения предмета на листе бумаги, а также общий художественный замысел, структура картины. Любой рисунок начинается с выбора размещения изображаемого на картинной плоскости. Именно от композиции во многом зависит общее впечатление от работы. Так как же её правильно построить, чтобы получить единое гармоничное сбалансированное целое? Об этом и поговорим :)

Составляющие композиции

  • Тема
  • Сюжет
  • Образ
  • Масштаб
  • Пропорции
  • Соразмерность
  • Равновесие
  • Тон
  • Форма
  • Объём
  • Конструкция
  • Пространство
  • Перспектива
  • Симметрия
  • Контраст
  • Ритм
  • Динамика
  • Статика
  • Главное
  • Второстепенное
  • Единство
  • Целостность
  • Выразительность
  • Гармония

Всё это вместе и есть композиция!

“Композиция – это система правил и приёмов взаимного расположения частей в единое гармоничное целое”, – пишет Николай Ли.

Гармоничность композиции выражается в том, что смотря на рисунок, картину, мы воспринимаем её как единое целое, цвета не режут глаз, отдельные детали не выпадают из рисунка, не смотрятся чужими в нём… Как этого достичь? Тренироваться!

Упражнения на развитие композиционного видения

  1. Выйдя на балкон, рассматривать какой-нибудь предмет на фоне окружающего пейзажа, пытаться найти его место в окружении. То же самое можно делать на работе, на лекции в институте, в транспорте… Везде :)
  2. Нарисовать на любом листке бумаги абстрактное пятно и обвести его рамкой, учитывая его пропорции и форму.
  3. Нарисовать на листе произвольную комбинацию геометрических фигур, добиваясь их гармоничного расположения относительно друг друга и листа бумаги в целом.
  4. Сделать из бумаги прямоугольную рамку-видоискатель и смотреть через неё на различные предметы, находя наилучшее композиционное решение.
  5. Мысленно помещать любой воображаемый предмет в воображаемую же рамку.
  6. Усложнить задания, выполняя их для двух и более предметов одновременно, рассматривая их как группу.

Порядок композиционной работы над рисунком

Леон Баттист Альбери: “Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине? проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины”.

  1. Определить цель и задачи рисунка. Что рисуем и что хотим получить в итоге.
  2. Не торопять рассмотреть натуру со всех сторон, понять характер предметов, её составляющих, выбрать точку зрения для будущего рисунка.
  3. Определить общее расположение предмета (предметов) – что больше, ширина или высота? Соответственно, расположить лист по горизонтали (для изображения таза) или по вертикали (рисуем кувшин).
  4. Определить форму, размер, пропорциональные соотношения предметов, если их несколько. Наметить их расположение на бумаге, уравновесить их. Можно предварительно попробовать разные варианты компоновки, делая эскизы на полях. Наметить крайние точки композиции, рассматривая группу предметов как единое целое. В результате не должно оставаться неоправданно пустого места, но и края рисунка не должны касаться границы листа. Оптимальным считается такое расположение предметов, когда в средней части листа рисунок занимает две трети листа.
  5. Определить центр композиции. Композиционный центр – середина группы предметов, взятой как целое. Он определяется как пересечение вертикальной и горизонтальной линий, делящих рисунок пополам. Если предметы отбрасывают сильные тени, то их необходимо также учитывать при нахождении центра композиции. Это не всегда самый контрастный, притягивающий внимание участок картины (зрительный центр), но всегда центр “географический”.
  6. И только после этого – начать рисовать (построить предметы, проработать тоном, обобщить).

Так что вперёд – на штурм Гармонии! И да пребудет с Вами Композиция! :)

Искренне Ваш, Mr Hudman

Литература

Николай Ли. Основы учебного академического рисунка.

Прокомментировать